Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.11.2024, 14:45

ШАГ ЗА ШАГОМ Сайт Стрельцовой Ирины Николаевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [44]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия
06.04.2010, 18:26

Сочинение-эссе: Моя педагогическая философия

"Люди,
опомнитесь!
Узрите содеянное вами и ужаснитесь!"
    Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной  и  единственной
Земле-матери, голубой от  океанов,  зеленой  от  лесов,  желтой  от  песков,
стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и,  увы,   остающейся  по-детски
беззащитной  перед      нами,   перед   варваром      Человеком.   Получив
неограниченную власть над природой,  и надменно  упиваясь,  этой  властью,  он,
считающий себя  "венцом  природы",  забыл,  что  сам  является  ее  скромной
частицей.
    Мы и сейчас еще не поняли и не  хотим  понять,  -  горестно  восклицает
современный русский  писатель  В.Астафьев,  -  что  животные,  птицы,  рыбы,
растения без нас проживут, а вот нам без них  не  прожить  и  дня  единого".
Это "золотые" слова, вдумайтесь в них.
    Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в  мире.  Человечество
"лицом  к  лицу"  столкнулось   с   жесточайшим   экологическим    кризисом,
смертельная опасность, которая, стала особенно очевидной  сейчас, когда  тучи
военного конфликта несколько поредели.  Ресурсы  планеты  не  умножаются,  а
иссякают. Катастрофически быстро  загрязняются  вода  и  воздух,   при  этом
пригодной для  питья  воды  становится  все  меньше.  Превращаются  в  пески
плодородные земли – главный источник  нашей  жизни.  На  глазах  сокращается
площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих  климат  и  циркуляцию
вод. Повсеместно дают о себе  знать  химические  загрязнения.  В  результате
варварского хозяйствования человека буквально "вываливаются"  на  планету
горы отбросов, удушающих все живое.  Выбросы  в  атмосферу  различных  газов
ускоряют "парниковый эффект", истощают вокруг планеты озоновый слой.
    Экологические проблемы не  знают  государственных  границ  и  природных
рубежей – они глобальны. Экологическая ситуация, например, на  Урале,  может
оказать воздействие на состояние окружающей среды во  Флориде,  а  процессы,
происходящее, скажем, в Калифорнии, способны повлиять  на   состояние  живой
природы на  Дальнем  Востоке.  Пыль  Сахары  с  помощью  пассатов  достигает
берегов Южной Америки, а дыхание Чернобыля, к большому сожалению, ощутили  и
в некоторых странах Западной Европы.
    Может ли кто-нибудь спрятаться  (на острове, в  бункере,  в  горах)  от
экологической беды? Наивный вопрос, скажете вы – и правильно.  Замечательный
французский  писатель  Антуан  де  Сент-Экзюпери  как-то  заметил:  "Все  мы
пассажиры одного корабля по имени Земля", значит пересесть  из  него  просто
некуда. Если у человечества не  найдется  сил,  средств  или  разума,  чтобы
поладить с природой, то  на  умершей,  покрытой  пылью,  безжизненной  Земле
стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной  надписью:
"Каждый хотел лучшего для себя".
    Мы переживаем мучительное время,  когда  в  мире  рушатся  многие  наши
идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится  само  здание
всемирной   культуры,   с   таким   трудом,   с   таким   самопожертвованием
возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями  нашей  планеты  
Земли. Во всяком случае, этот процесс очень ярко проявляется в нашей стране.
    Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда
человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в  то  же
время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа  на
известный вопрос: "Быть или не быть?"
    Поработав  в  детском  саду  32  года,  экологическую  проблему  в  деле
воспитания школьников считаю самой актуальной.
    Главная   цель   экологического   воспитания      формирование   начал
экологической культуры.
    Правильного отношения к природе,  к  себе  и  другим  людям  как  части
природы,  к  вещам  и  материалам   природного   происхождения.   Правильное
отношение  строится  на  элементарных   знаниях  экологического   характера,
которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.  Экологические
знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой  обитания,
их приспособленности к ней; о человеке как части природы;  об  использовании
природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д.
    Знания – это не самоцель в  экологическом  воспитании,  но  необходимое
условие для выработки отношения к окружающему миру,  которое  должно  носить
эмоционально-действенный  характер  и  выражаться  в  форме  познавательного
интереса,   гуманистических   и   эстетических   переживаний,   практической
готовности созидать, охранять все живое,  бережно  обращаться  с  вещами  не
только потому, что это чей-то труд, но и  потому,  что  на  их  изготовление
были затрачены материалы природного происхождения.
    Работая со школьниками, я  стараюсь использовать разнообразные формы и
методы: это и циклы наблюдений за растениями природы, ведение календарей,  
целевые  прогулки,  экскурсии,  походы,  использование   игровых  и   обучающих ситуаций.
    Спецификой моей технологии является использование на  протяжении  всего
учебного года литературных произведений  В.Бианки,  которые  доступны  детям
этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений,  учат  быть
наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.
    Значительное место отвожу творческим процессам, восприятию произведений
искусства   с   природоведческой   тематикой,   изодеятельности,   словесно-
литературному  творчеству  рисование  иллюстраций  к  рассказам  и  сказкам
В.Бианки, изготовление самодельных книг, организация выставок.
    Так, в сентябре я провожу наблюдения  за   поведением  детей  во время адаптационного периода их отношением к живым  существам,  вещам,
за   играми   отмечаю   случаи    использования    природных    материалов,
природоведческих сюжетов).
    Начинается  цикл  наблюдений  за  цветущими   травянистыми   растениями
участка.
    Занятие1.
    "Что цветет на участке школы в начале сентября?"
    Осмотр участка,  поиск  цветущих  растений,  определение  их  названий,
фиксация  внимания детей на красоте цветущих растений.
    Занятие 2.
    "Какие они, цветущие растения?"
    Осмотр  растений,  их  строения  (стебель,  листья,  цветки,   корень).
Сравнение растений по  высоте,  форме,  окраске  листьев,  цветов,  стеблей,
запаху.
    Занятие 3.
    "Кто помогал расти цветам?"
    Определяется назначение всех частей растения:  корень – чтобы  впитывал
влагу, питательные вещества;  стебель    чтобы  переносить  их  к  листьям,
цветам, семенам; листья – чтобы поглощать  свет.  Растения  выросли  потому,
что участок – хороший "дом" для  них,  в  котором  есть  питательная  почва,
вода, тепло, свет. Расти, цветам помогали, солнце, дождь, земля и люди.
    Продолжаю  наблюдение  за  детьми  с  целью   определения   уровня   их
экологической воспитанности. С помощью несложных заданий,  вопросов,  тестов
выявляю их знания о потребностях живых существ, способах их  удовлетворения,
среде обитания.
    Продолжаю наблюдения за цветущими травянистыми растениями участка.
    Занятие4.
    "Что было сначала, что будет потом?"
    Я задаю вопросы, каким было растение до  того,  как  на  нем  появились
цветы? С чего началось  растение?  Что  будет  после  цветов?  Будут  ли  на
будущий год цветущие растения на участке? Что надо для этого сделать?
    Занятие 5.
    "Соберем семена садовых цветов".
    Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки  или  пакеты
цветок один – семян много; значит, на  будущий  год  можно  вырастить  много
цветущих растений).
 
    Занятие 6
    " Украсим классную комнату, школу красивыми цветами".
    Дети любуются красотой цветов, срезают их для букетов, украшают класс,
дарят учителям.
    Я с  детьми  посещаю  участок  школьного двора,  осматриваем
растения, определяем готовность плодов к сбору,  планируем  работу.  Начинаю
чтение книги В. Бланки "Мышонок Пик"    ежедневно  по  одному  рассказу).
Перед каждым чтением дети вспоминают содержание предыдущего рассказа.
    Провожу целевую экскурсию к овощному базару или магазину, какие овощи  и
фрукты продаются в магазине в сентябре). Покупаю овощи и в группе  вместе  с
детьми готовлю салат, обсуждаю с ними  последовательность  и  обязательность
всех действий. Вечером беседую с детьми о здоровье:  обсуждаю,  чем  полезен
салат, говорю, что в свежих овощах,  фруктах,  ягодах  много  витаминов,  от
которых здоровье и взрослых, и детей становится крепче;  что  здоровье  надо
ценить, потому что здоровый человек красив,  всегда  в  хорошем  настроении,
может делать интересные дела, надо радоваться здоровью и заботиться о нём.
 
    Занятие7
    "Где растут садовые цветы?"
    Целевая экскурсия на школьный участок, в рощу, в парк.
 
 
 
    Экскурсия 8
    Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?"
    Дети находят на участке семена (подорожника, вьюна и др.),  убеждаются,
что они сами опадают, потом  разносятся  ветром,  цепляются  за  одежду,  за
шерсть животных; приходят к мысли о том, что их  можно  собрать  для  зимней
подкормки птиц.
    В свободное время я разговариваю с детьми на  тему,    каких  растений
семена летают?" (одуванчик, мать-и-мачеха, чертополох и т.д.).
    Роль педагога в реализации современных педагогических  проблем  велика.
Учитель должен хорошо быть  подготовлен  теоретически,  много  читать  и
знать, уметь  передавать  свои  знания  в  доступной,  занимательной  форме,
учитывая психолого-педагогические возрастные особенности воспитанников.
    Прежде чем провести любое занятие по экологии, я читаю  ряд  научной  и
методической литературы, готовлю занимательный материал:  подбираю  загадки,
сказки, вопросы для викторин.
    Педагог должен не только сам обладать определенным объемом знаний, но и
уметь заинтересовать детей.
    Учитель  – это образец для подражания. Каждый  его  поступок    это
пример для ученика. Я очень  люблю  животных  и  стараюсь  не  упустить
возможности окрасом пролетающей птицы, пробегающей кошки. Стараюсь  выразить
свои эмоции вслух, поскольку не стесняюсь воспитанников. Через  определенный
промежуток времени я вижу отдачу: многие дети  мне  подражают,  а  меня  это
радует.
    Педагогический  процесс  при  участии  одного учеников   получится
однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием школьников занимались  и
родители.  Когда  ведется целенаправленная работа всеми участниками  педагогического  процесса,  тогда можно ждать  хороших  результатов.  Так  на  
 
бережном отношении к домашним животным  дети  получили  задания:  вместе  с   родителями
составить рассказ – описание о братьях наших меньших. И как  результат  всей
подготовительной работы я провела на уроке художественного труда.  "Мой  лучший  друг",  на котором дети  рассказали  о  своих  любимцах,  спели  песенку  "Не  дразните собак", поговорили об отношениях к ним. Я могу  без  сомнения  сказать,  что эти  ребята  не  обидят  пробегающую  мимо  собаку  или  кошку,  уж  слишком большой   любовью вылепливались из пластилина ушки и носики собачек.
    Я  считаю,  экологическое  воспитание на уроках должно   иметь
следующие направления:
         - Формировать у детей  элементарные  представления  о  растениях  и
    животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей  средой,  о
    ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.
         -  Длительное  проявление  бережного  отношения  к  природе  должно
    выполняться  в  играх   при    выполнении   трудовых   обязанностей   в
    повседневной жизни.
         - Школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
    Систематический труд  в  природе  должен  формировать  у  них  привычку
    заботиться о живом.
         Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают
    трудовую деятельность ребенка.  Мотивы  могут  быть  различны.  Сильным
    стимулом к труду  может  быть  интерес  к  совместной  деятельности  со
    взрослыми или сверстниками. Формирование у детей  нравственно  значимых
    мотивов труда по уходу за растениями и  животными  требует  специальной
    педагогической работы.
 
         Нужно помнить правило:
    Чем однообразнее, привычнее процесс труда для  детей,  тем  важнее  его
мотивировка. Для осуществления экологического  воспитания  большое  значение
имеет  эстетическое  восприятие.  Усиление  эстетической  стороны,   широкое
включение  в  этот  процесс   произведений   искусства      важный   фактор
экологического воспитания.
    В современном мире принято  считать  человека    покорителем  природы,
властелином,  господином,  я  не  случайно  затронула   проблему   экологии.
Здоровая планета Земля – здоровые ее дети. А  мне  не  безразлична  жизнь  и
здоровье моих воспитанников, я не согласна, что мы господа над природой.
    Человек  над  природой  никакой  не  властелин  и  не   царь   природы.
Восторгаясь  его  разумом,  мы   должны   научиться   восторгаться
			var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');

			if (container) {
				var parent = container.parentElement;

				if (parent) {
					const wrapper = document.createElement('div');
					wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');

					parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
				}
			}
		
	
Категория: Мои файлы | Добавил: Стреля
Просмотров: 2960 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz