Повышение интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся на уроках чтения
Тема:
Повышение
интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся на уроках чтения
Учитывая то огромное влияние, которое имеет
художественная литература на эмоциональный мир детей, очень важно, чтобы
ребенок учился у автора сочувствовать, восхищаться, жалеть, негодовать, творить
добро и т.д. Книги - большие помощники в формировании основ мировоззрения
ребенка, в развитии интеллектуальной сферы.
В массовой практике обучения
детей чтению наблюдается занижение возрастных возможностей детей, т.к. беден
текстовой материал для чтения учащихся.
Информационно-ценностный
подход дает возможность каждому учителю отбирать нужный текст и сосредотачивать
внимание на его воспитывающий и развивающий потенциал. А главной функцией урока
должно быть обучение умению активно извлекать ценную для каждого читающего
информацию во всем многообразии языковых средств и вызываемых ими чувств.
Задача учителя выбрать нужный текст, но, к сожалению, хрестоматией для детского
чтения художественной детской литературы даже в городе на каждый день подобрать
трудно. Вот и приходится обмениваться литературой, размножать. А в этом году я
ввела на уроках чтения «Живое слово» Романовской из программы Зинкова, где
очень интересные полные тексты, подбор познавательных, научных статей с продуманными
логическими вопросами, подобранными по тематике, пословицами, поговорками,
скороговорками.
Для эмоционального
положительного настроя имеет огромное значение живое слово учителя к писателю.
Так перед чтением рассказа П.Житкова «Про волка» можно рассказать о том, что
сам Житков любил животных с детства. И рассказ «Про волка» автобиографичен. Так
с Борисом действительно был такой случай, что ему подарили волчанка. А как он
воспитывал лесного хищника, дети узнают из книги. Эта установка на творческую
эмоциональную деятельность малышей поможет им следить за событиями, которые
раскрывает автор.
Чтобы активизировать умственную
эмоциональнуюи практическую
деятельность
учеников на уроке можно
применять следующие виды работ:
1.выразительное
чтение со звуковым ориентиром, когда ученики из урока в урок слышат (и тут же
читают) образцовое чтение. Интонационная выразительностьи эмоциональная окрашиваемость чтения
способствует сопереживанию и развитию выразительности чтения и помогает лучше
подготовиться к обсуждению темы и идеи произведения. Особенно эмоциональное
воздействие оказали на детей 2-го класса произведенияБ.Житкова «Мария и Мери», Л.Толстого «Лев и
собачка», В.Осеевой «Добрая хозяюшка», А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и
др.
2.импровизация и
создание живых картин по прочитанному произведению.
По
заданию дети могут изобразить какой-то момент из произведения, принять нужные
позы, придать лицу необходимое выражение, представить, как одеты персонажи, что
их окружает, рассказать о характере героев.
Этот
вид работы может служить подготовительным к инсценированию и драматизации:
3.беседа- дискуссия в младших классах учит ребят
доказывать, рассуждать,размышлять по прочитанному. Например: после чтения сказки В.Осеевой «Добрая
хозяюшка» первоклассникам можно (представить) предложить доказать добрая или
злая была девочка- хозяюшка. Часто дети правильно отвечают на вопрос, но
подтвердить свою мысль не могут. Тогда необходимо поставить дополнительный
вопрос: Чем же
обижает девочка животных?
Этот вопрос помогает детям сделать
правильный вывод. « Когда же на любовь отвечает безразличием - это очень
большое зло. Причинить его может не (смелый) добрый человек».
Внимательное прочтение нужно
постоянно воспитывать и развивать, но для этого перед чтением произведения
необходимо определенным вопросом, заданием нацеливать детей на поиски нового,
неизвестного, важного. Например, читая «Страшный клад» С.Баруздина:- почему
автор так озаглавил - «страшный»?
Или
«Богатый человек» Б.Емельянов - в чем богатство человека?
При анализе и доказательстве стремлюсь
к тому, чтобы детям осмыслить впечатление от прочитанного, понять главную мысль
рассказа, сказки, статьи, стихотворения, мотивы поведения героев, чтобы
картины, созданные автором, запечатлились в их воображении.
Во втором классе учу самих детей
ставить вопросы по прочитанному.
Такая
работа позволяет развивать индивидуальность каждого ученика и активность всех.
От индивидуальности каждого ученика в активность всех. От индивидуальной работы
переходим к работе в парах: первый вариант ставит вопросы по первой части
(абзацу) второй по второй.
Все работают самостоятельно: читают,
продумывают вопросы. Затем задает вопросы
первый вариант, второй отвечает.
Все
эти виды работ позволяют повысить познавательную и эмоциональную активность, и
чтение будет выполнять задачу духовного обогащения. Поиски необходимо продолжать.