Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.11.2024, 05:28

ШАГ ЗА ШАГОМ Сайт Стрельцовой Ирины Николаевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Повышение интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся на уроках чтения

Тема:

 

Повышение интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся на уроках чтения

 

    Учитывая то огромное влияние, которое имеет художественная литература на эмоциональный мир детей, очень важно, чтобы ребенок учился у автора сочувствовать, восхищаться, жалеть, негодовать, творить добро и т.д. Книги - большие помощники в формировании основ мировоззрения ребенка, в развитии интеллектуальной сферы.

В массовой практике обучения детей чтению наблюдается занижение возрастных возможностей детей, т.к. беден текстовой материал для чтения учащихся.

Информационно-ценностный подход дает возможность каждому учителю отбирать нужный текст и сосредотачивать внимание на его воспитывающий и развивающий потенциал. А главной функцией урока должно быть обучение умению активно извлекать ценную для каждого читающего информацию во всем многообразии языковых средств и вызываемых ими чувств. Задача учителя выбрать нужный текст, но, к сожалению, хрестоматией для детского чтения художественной детской литературы даже в городе на каждый день подобрать трудно. Вот и приходится обмениваться литературой, размножать. А в этом году я ввела на уроках чтения «Живое слово» Романовской из программы Зинкова, где очень интересные полные тексты, подбор познавательных, научных статей с продуманными логическими вопросами, подобранными по тематике, пословицами, поговорками, скороговорками.

Для эмоционального положительного настроя имеет огромное значение живое слово учителя к писателю. Так перед чтением рассказа П.Житкова «Про волка» можно рассказать о том, что сам Житков любил животных с детства. И рассказ «Про волка» автобиографичен. Так с Борисом действительно был такой случай, что ему подарили волчанка. А как он воспитывал лесного хищника, дети узнают из книги. Эта установка на творческую эмоциональную деятельность малышей поможет им следить за событиями, которые раскрывает автор.

       Чтобы активизировать умственную эмоциональную  и практическую деятельность

учеников на уроке можно применять следующие виды работ:

1.    выразительное чтение со звуковым ориентиром, когда ученики из урока в урок слышат (и тут же читают) образцовое чтение. Интонационная выразительность  и эмоциональная окрашиваемость чтения способствует сопереживанию и развитию выразительности чтения и помогает лучше подготовиться к обсуждению темы и идеи произведения. Особенно эмоциональное воздействие оказали на детей 2-го класса произведения  Б.Житкова «Мария и Мери», Л.Толстого «Лев и собачка», В.Осеевой «Добрая хозяюшка», А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и др.

2.    импровизация и создание живых картин по прочитанному произведению.       

По заданию дети могут изобразить какой-то момент из произведения, принять нужные позы, придать лицу необходимое выражение, представить, как одеты персонажи, что их окружает, рассказать о характере героев.

Этот вид работы может служить подготовительным к инсценированию и драматизации:

3.    беседа- дискуссия в младших классах учит ребят доказывать, рассуждать,          размышлять по прочитанному. Например: после чтения сказки В.Осеевой «Добрая хозяюшка» первоклассникам можно (представить) предложить доказать добрая или злая была девочка- хозяюшка. Часто дети правильно отвечают на вопрос, но подтвердить свою мысль не могут. Тогда необходимо поставить дополнительный вопрос: Чем же обижает девочка животных?

         Этот вопрос помогает детям сделать правильный вывод. « Когда же на любовь отвечает безразличием - это очень большое зло. Причинить его может не (смелый) добрый человек».

          Внимательное прочтение нужно постоянно воспитывать и развивать, но для этого перед чтением произведения необходимо определенным вопросом, заданием нацеливать детей на поиски нового, неизвестного, важного. Например, читая «Страшный клад» С.Баруздина:- почему автор так озаглавил - «страшный»?

Или «Богатый человек» Б.Емельянов - в чем богатство человека?

        При анализе и доказательстве стремлюсь к тому, чтобы детям осмыслить впечатление от прочитанного, понять главную мысль рассказа, сказки, статьи, стихотворения, мотивы поведения героев, чтобы картины, созданные автором, запечатлились в их воображении.

         Во втором классе учу самих детей ставить вопросы по прочитанному.

Такая работа позволяет развивать индивидуальность каждого ученика и активность всех. От индивидуальности каждого ученика в активность всех. От индивидуальной работы переходим к работе в парах: первый вариант ставит вопросы по первой части (абзацу) второй по второй.

     Все работают самостоятельно: читают, продумывают вопросы. Затем задает    вопросы первый вариант, второй отвечает.

      Все эти виды работ позволяют повысить познавательную и эмоциональную активность, и чтение будет выполнять задачу духовного обогащения. Поиски необходимо продолжать.

Категория: Мои статьи | Добавил: Стреля (28.03.2010)
Просмотров: 1845 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz