Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.11.2024, 05:18

ШАГ ЗА ШАГОМ Сайт Стрельцовой Ирины Николаевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ведь дети младшего школьного возраста по природе творцы.

Воспитательный потенциал художественного текста

 Гуманизация современного образования связана с повышенным вниманием к процессам становления духовного мира человека. Ввиду характерной для XXI века трактовки текста как упорядоченной знаковой системы, где знаками являются любые символы, повышенного исследовательского внимания к художественному тексту как порождению смысла,  возникает новый педагогический импульс,  для реализации человекотворческой функции искусства через процедуру интерпретации.

Интерпретация как единый процесс, с одной стороны, приобщения субъекта к общечеловеческим ценностям и смыслам, с другой - личностного смыслостроительства, что есть суть. С философско-педагогических позиций речь может идти о движении к целостности, «предстающей как полнота реализации внутреннего бытийного потенциала личности”. Проблема воспитания средствами искусства фокусирует педагогическое внимание на развитии в процессе обучения потребности и способности учащихся к интерпретации художественных текстов, разработке содержания обучения и механизмов его реализации, способных учитывать включенность в процесс обучения личного опыта учащегося как в виде эмоционально-ценностных отношений, так и ценностно-ориентационной деятельности. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. В. А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира». Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока. Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей. Чем успешнее будет эта работа, тем скорее сбудутся слова создателя классно-урочной системы Я.А.Коменского, призывавшего педагогов ".  Учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию". Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии. Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии: решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника; целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности; использования современных образовательных технологий; организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Но ведь намного проще организовать деятельность учащихся только на одном уровне - репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: оргмомент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание. И еще одна проблема, связанная с применением современных технологий. Сегодня в школу приходят технологии, базирующиеся на использовании тестовых заданий. Для многих из нас это оказалось новацией. Не ставя,  под сомнение значение теста в обучении, хочу высказать опасение: если такие технологии станут системой в преподавании предметов, не ограничит ли это возможность воспитывать в наших учениках такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д.? Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов. Педагоги накопили большой опыт в воспитании подрастающего поколения. Наша задача - осмыслить его, проанализировать и на этой основе искать новые эффективные пути решения педагогических задач. Чем успешнее будет эта работа, тем скорее сбудутся слова создателя классно-урочной системы Я.А.Коменского, призывавшего педагогов "...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию". Воспитание культурного человека, мы считаем, надо начинать с воспитания уважения к традициям. В качестве традиций выступают определенные общественные нормы поведения, обычаи, обряды. По поводу образования в Конвенции о правах ребенка сказано, что оно должно быть направлено на "воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной” Не у всех родителей есть время и возможность заниматься духовным развитием своих детей – улица диктует свои законы. Остается учебное заведение, на которое ложится основной груз исправления ошибок в воспитании и устранении пробелов в знаниях.    Формировать уважение к традициям, прививать необходимость их соблюдения развивать духовность, эстетический вкус, любовь к искусству, наконец, просто любовь к литературе призваны как раз гуманитарные дисциплины. И все это  можно реализовать не "через стол преподавателя”, а за одним столом с учащимися  во время внеклассных  занятий. Во-вторых, сама подготовка имеет огромное воспитательное значение – она сплачивает ребят, принцип "коллективных творческих дел” с одной стороны приучает к деловому сотрудничеству, к умению контактировать друг с другом и с преподавателями, что благоприятно скажется на их жизни и профессиональной деятельности. Важную роль, с другой стороны, играют эстетическое воспитание, развитие вкуса, чувства и меры, эмоциональное воспитание, умение выступать на публике. В-третьих, в процессе подготовки развиваются такие умения и навыки как: приобретать новые знания, вести поиск, адаптировать материал под данную ситуацию. Учащиеся много работают в библиотеке – занимаются поиском материала об истории праздника, стихов и песен о любви, изречений великих людей на данную тему. Празднование «День Валентина» проходит с большим количеством атрибутики – сердечки, открытки, письма, плакаты с рисунками, стенгазеты и т. д., что также очень нравится нынешней молодёжи.. Современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры. В работе с детьми и подростками важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать
поэтапное освоение их детьми — от привития им любви к своей малой родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли. Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач. Совершенствовать технологии воспитания в процессе обучения, необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

 Научно-практическая конференция

 «Формирование личности гражданина, патриота в год 60-летия Великой Победы»:, 2005/6

     Урок литературного чтения во 2-м классе

 В 2005/06 учебном году на базе Музея прошли разнообразные уроки. С детьми подготовили презентацию к уроку, посвященные 60-летию Победы.

Ученики 2-го класса на уроке литературного чтения познакомились с очерком военных корреспондентов, опубликованным в газете «Красная Звезда» в 1943 году. В очерке рассказывается о том, как был осуществлен прорыв блокады Ленинграда. Ребята прочитали очерк, ответили на вопросы по его содержанию, обратились к толковому словарю, чтобы определить значение таких слов, как «блокада», «непоколебимый», «канонада». Документальные кадры из видеотеки Музея помогли наглядно представить, как же советским войскам удалось освободить город на Неве.

 Хочется закончить теоретические выкладки словами поэта:

Я скажу это начерно, шепотом,
Потому что еще не пора:
Постигается потом и опытом
Безотчетного неба игра.
(О. Э. Мандельштам)


Категория: Мои статьи | Добавил: Стреля (28.03.2010)
Просмотров: 2181 | Рейтинг: 1.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz